О фотографической идее (Д. Катков)

Немного предыстории

Тема этой статьи настолько неочевидна, что хорошее предисловие, ясно объясняющее суть вопроса, тут не только не помешало бы, но и позволило бы избавиться от многих вопросов читателей в дальнейшем. Поэтому давайте и начнём с объяснений, почему вообще возникла эта тема.
Все мы любим читать подробные тест-обзоры в фотожурналах о том, какие достоинства и какие недостатки имеют те или иные фотокамеры. Процесс этот сладостен, но рано или поздно кончается, и выбрав наконец себе камеру по вкусу, фотолюбитель переходит к изучению основ фотографирования. Он покупает все книги на эту тему и читает все журналы подряд, и теперь уже точно знает всё о практической экспонометрии, характеристиках фотоплёнок и матриц, композиции, световых схемах и других, не менее полезных вещах, таящих в себе волшебный ключик к превосходной фотографии. И даже любит бесконечно спорить с другими такими же фотолюбителями на эти темы, специально зарегистрировавшись для этого на фотофорумах в Интернете. Однако, фотографии нашего фотолюбителя, становясь качественнее, почему-то не становятся более выразительными. Если всё сказанное вам знакомо, то эта статья для вас. Давайте поговорим, почему так происходит.
Давным-давно, в одной из своих статей о практике съёмки пейзажа я сказал, что фотография, с технической точки зрения, представляет собой гармонию Света, Цвета и Формы, разложив, тем самым, её на эти три независимые, но неразрывно связанные, составляющие. Этот механистичный подход сразу же был принят многими читателями с воодушевлением, о чём мне и писали в письмах; и это можно понять: существует множество практических и понятных каждому методик «общения» с каждым из этих трёх понятий. Казалось бы, дождавшись наилучшего света, сделав цвет насыщенным и составив «правильную» композицию, можно получить чуть ли не идеальный пейзаж. Вот и идёт наш фотолюбитель снимать природу, хорошо уяснив себе, что цвет получится лучше на обратимую Fuji Velvia, да при косом освещении заходящего солнца, и твердя себе обрывки магических фраз про горизонт на треть от верха и про золотое сечение. К чему тут Velvia, почему горизонт на треть от верха, а не от низа, почему на закате - да кто же об этом задумывается? Возникает ощущение, что в голове нашего пейзажиста уже сложилась какая-то догматическая схема, а интересы самого сюжета тут не учитываются. Говоря другими словами, мы идём снимать не пейзаж, а реализовывать очередную технически-правильную банальность, уже сидящую в нашей голове. При этом мы почему-то уверены, что фотоаппарат и сам передаст то чувство, которое нам хочется донести до зрителя. Но это не так, и в результате мы получаем качественные снимки, все на одно лицо, и от этого очень похожие на профессиональные.
(Продолжение статьи)

© Фотограф Тимофеев Алексей

Отправить ответ

1 Комментарий на "О фотографической идее (Д. Катков)"

Notify of
Sort by:   newest | oldest | most voted
trackback

О фотографической идее (Д. Катков) – http://t.co/UuC59Ky1 #blogphta #vk

wpDiscuz