Художественная, Профессиональная, Бытовая фотографии. Разные миры одной планеты.

Написать эту статью меня подтолкнул пост Дмитрия Красицкого в его блоге.
Мир фотографии это сложный и неповторимый мир. И как во всяком мире и в нем есть свои страны, есть мода и есть тенденции. В мире фотографии страны собственно всего три. Это художественная, профессиональная и бытовая фотография. И в каждой этой стране есть масса регионов, областей и районов. И в каждой из стран есть похожие районы на почти такие же в соседних странах.
И вот весь этот мир в погоне за имиджем и достатком как-то сам для себя не заметно перешел из разряда стран в одну большую помойку с бытовыми отходами. Некогда очень известные и строго ориентированные ресурсы превратились в фотоленту серых будней. Да. Качественных с точки зрения промышленного производства фотографий стало намного больше. Но все они отвечают лишь бытовой фотографии. И это собственно не удивительно. В погоне за имиджем те кто были профи пришли к ширпотребу. Ибо море лайков и интернет известность сейчас можно получить лишь за то что пипл хавает. С другой стороны с улучшением качества техники теперь практически любой владелец АйФона или продвинутой Нокиа может претендовать на звание фотографа года. С одной стороны это вроде как хорошо. С другой помимо творчества, собственно быт стал засирать фотопоток и многие известные фоторесурсы превратились в хранилище бытовых отходов.
Я еще в январе 2009 года для себя поднял эту тему. Тогда я столкнулся с человеком называвшем себя "фотографом" и в качестве портфолио представлявшем чужие работы. А спустя год или два один из оргкомитетов теперь уже узвестной премии в области фотографии просто продавал звания "лучшего фотографа" причем за достаточно небольшие деньги. И вот все это копилось и укладывалось по полочкам.
И теперь я наконец окончательно для себя сформировал свою личную точку зрения по этому вопросу.
И лично я вижу прежде всего то, что все три эти мира имеют право быть, они не должны сливаться и должны быть жесткие рамки. Каждый из миров должен иметь свое правительство и свою премию. Так же это не должно быть экономически зависимым. Да должны быть взносы, но взносы не должны оказывать влияние на положение в сообществе.
Например на рынке ценных бумаг существуют две ассоциации национальная (НАУФОР) и профессиональная (ПАУФОР). Вот и в фотографии должна быть не одна, а как минимум три ассоциации. А учитывая специфику фотографии в каждой ассоциации должны быть еще и гильдии. И регламент каждой должен учитывать особенности тех кого они объединяют.
Вся эта система должна быть не только экономически независемой и сотрудничать с производителями фотооборудования, которые учитывая потребности той или иной ассоциации должны принимать посильное участие. Ко всему прочему должна быть строгая модерация и контроль за деятельностью ее членов. Ассоциации должны помогать и участвовать в развитии.
Художественная фотография страдает от многочисленного ширпотреба. Многие наверно помнят фотографию с участием Сальвадор Дали:
Сальвадор дали, Атомный Дали, Филипп Хальцман, 1948
На которую ушло 6 часов съемки в студии и 28 прыжков или проще говоря дублей. И лишь один кадр стал шедевром.
Сальвадор дали, Атомный Дали, Филипп Хальцман, 1948
А сейчас каждая себя уважающая девушка имеет в своем портфолио хотя бы один кадр аля "Атомный Дали", так назвал свой шедевр фотограф Филипп Хальцман. Который он сфотографировал аж в 1948 году.
Сальвадор дали, Атомный Дали, Филипп Хальцман, 1948Сальвадор дали, Атомный Дали, Филипп Хальцман, 1948Сальвадор дали, Атомный Дали, Филипп Хальцман, 1948
Так вот это я к тому что создание одного шедевра это не только нажатие на кнопочку это целый процес. Причем порой ни одного дня или недели.
Или вот например я все хочу заняться вплотную дикой природой снимать диких животных. Уж больно меня так сказать прет от вот таких вот кадров:
Медведь выныривающий из воды, Bear emerges from the waterМедведь выныривающий из воды, Bear emerges from the waterМедведь выныривающий из воды, Bear emerges from the water
Жаль, но не нашел я нужной фотографии медведя. И не нашел именно по той самой причине. На запрос "медведь выныривающий из воды" мне поисковая система показала что угодно, только не медведя, тем более выныривающего из воды. А это между прочим очень известная фотография, занявшая в свое время первые места в очень известных мировых конкурсах. Помню мы тогда еще долго спорили как это было снято. Поскольку ощущение от фото было что медведь вынырнул от фотографа чуть ли не в метре.
Ну да я отвлекся (уж больно я люблю медведей).

Так вот все эти фотошедевры дикой природы скрывают за собой огромнейший труд. В Юнтоловском заказнике, регулярно гуляя с собакой встречаю фотографа - фотоохотника за птицами. И всякий раз спрашиваю как его дела и не ради праздного любопытства. Так вот я во много раз чаще слышу ответ что сегодня тихо и ни единого кадра. И куда как реже ответ что мол поймал серию кадров с соколом или другой редкой птицей. И уж совсем редко слышу ответ что день удался и в кадр попалось несколько птиц. А встречаю я его (фотографа) почитай каждую неделю. И так всю зиму. Летом наши пути расходятся, поскольку на территорию заказника будет не пройти без спец снаряжения. Сплошная болотистая местность и мы с собакиным туда не ходим.
И этот труд так же должен быть востребован. И как следствие не потерян в потоке бытовой фотографии. А как это сделать? Только отделив шелуху от зерен. А это все ручной труд.
Труд по модерации, и аккумулированию действительно тех кто смотрит вперед.

Да собственно дело ведь не только в труде. Дело в том что смешивая бытовую, профессиональную и художественную фотографии мы приходим к тому что не только рамки стираются. А еще и происходит падение уровня культурного наследия.
Уже на сегодняшний день, не то чтобы художественной, а даже и коммерческой фотографией заниматься становится не просто не выгодно, а практически не возможно.
Мало того что фотограф вынужден вложить от полумиллиона рублей в оборудование, он еще вынужден вложить примерно столько же в то чтобы пробиться сквозь поток бытового хлама. И как вы думаете сколько должна стоить работа фотографа после этого? И это я сейчас говорю о коммерчекой или профессиональной фотографии, а художественная фотография и того хуже. Она не приносит практической прибыли и как следствие на нее у фотографа почти не остается времени.
И кстати. Я тут все потихоньку после смерти отца перебираю фотоархив старой черно-белой фотографии и регулярно попадаются фотографии 60-ых и 70-ых годов сделанные в Ленинградских фотоателье. И смотря на них хочется спросить. А почему собственно тогда, когда такого количества профоборудования не было, делали шикарнейшие портреты.
Моя мама вообщето. 1965 год.
Портреты наполненные жизнью и чувствами. И куда они сейчас подевались? Ведь ничего собственно сложного и сверх секретного нет в этих портретах. Что собственно изменилось?
Скажите раньше сЫмали на пленку, теперь на цифру?
Ну нет. Не в этом дело. Пленка или цифра всего лишь фиксируют то, что создает фотограф и модель (модель не в смысле именно модель, а модель в смысле того что тот человек или объект что изображены на фото, модель в самом широком смысле этого слова).
Неужто это так сложно?
Не думаю. Просто нужно всего лишь задавать себе один единственный вопрос: "Зачем?"
Для чего это фото, что оно несет миру?
Вот тогда и вернется ценность.

Сейчас фотографии просто остро необходимо то самое закрытое сообщество которое будет не только контролировать, но и выискивать тех кто действительно имеет ценность для художественной или профессиональной фотографии. Да, да! Именно выискивать...
Ни я, ни многие мои друзья/знакомые фотографы уже давно не горим желанием участвовать в каких либо союзах или премиях. И собрать всех кто представляет на сегодняшний день ценность будет крайне не легко.

К тому же для того чтобы все это воплотить нужны не только фотографы. Нужны еще и маркетологи и PRщики и искуствоведы и люди других специальностей. Ведь оценивать ценность того или иного фотографа или его произведения должны те чья проф деятельность зависит от фотографов. Те кто не предвзято смотрит на мир фотографии и может адекватно оценить те или иные тенденции.

Мне вот например крайне не нравится тенденция предметной фотографии изображать все на оторванном от реальности белом фоне с искусственными тенями.
Однако все интернет магазины и сайты-представительства тех или иных производителей просто завалены подобным ширпотребом. И на первый взгляд это вроде как верно. Изображение только того продукта что рекламируется и ничего лишнего. Однако лично по мне, так продук в том или ином контексте смотрится куда как выгоднее, чем продукт вырванный из контекста.
Ну например продукты питания должны сами проситься в рот. Солнце защитные очки должны смотреться на голове хотя бы манекена. Да так чтобы они просто просились купить и одеть их.
А так вот открываешь интернет магазин чтобы купить очки и тупо листаешь их неиспытывая никаких эмоций. Все ровно и обыденно.
И это все проблемы профессиональной предметной фотосъемки.
На самом деле весь смысл фотографии сокрыт в уже показанной мною фотографии "Атомный Дали".
Смотря на эту фотографию создается такое ощущение,словно мольберт затягивает в себя весь этот хаос. Или, может, наоборот, весь этот сюрреализм вырвался наружу из картины "Атомная Леда", которая запечатлена на заднем плане.
Вот ровно такое же ощущение должна рождать любая фотография. Или как сказал бы мой друг полной погружение в тот самый момент который видишь на фото.
И этому нужно учиться долгие годы. Перенимать опыт и соответственно делиться им. Советоваться и получать адекватную и главное обоснованную критику. Обмениваться мнениями, обсуждать новости и вообще просто встречаться и общаться.
А как это вообще возможно когда такое вокруг?

Даже у меня есть масса вопросов и я бы с удовольствием слушал критику и обменивался мнениями и тенденциями в мире фотографии. Но ведь куда там. Спросить то не у кого. Да и посмотреть собственно нечего.
Нееее.... Ну не совсем уж так плохо. Есть конечно отдельные разрозненные сообщества по интересам. Но разве это есть гуд? Да и порой их и не найти и вовсе.
Вот и получается что каждый развивается и растет в собственном соку. И на объедках того что сможет найти. А ведь сами знаете объедки могут оказаться просроченными и отравиться проще пареной репы.

Отправить ответ

1 Комментарий на "Художественная, Профессиональная, Бытовая фотографии. Разные миры одной планеты."

Notify of
Sort by:   newest | oldest | most voted
phtimofeeff.livejournal.com
Гость

Комментировать можно как пользователь ЖЖ…

wpDiscuz