НАША КУЛЬТУРА И ФОТОГРАФИЯ (журнал Советское ФОТО апрель 1926 года)

А. В. Луначарский
А. В. Луначарский

Советская власть создала единую трудовую школу, в которой учащийся получает свои знания не столько из книг и рассказов учителя, сколько путем личного труда, своей работы и самодея­тельности; только таким образом учащийся мо­жет войти сознательно в суть целого ряда наук, которыми владеет учитель. И в этой новой тру­довой школе фотография должна играть выдаю­щуюся роль.

Дело фотографии неразрывно связано с раз­личными науками и их отделами, например: фи­зикой, химией и т.д. Фотографическая камера в руках мальчика дает ему не только радость и удовольствие: она возбуждает в нем живой ин­терес к физике, к познанию света, ряда оптиче­ских явлений, разительных для ребенка; она на­талкивает его на необходимость производить ряд химических работ и познавать их сущность; она приучает его к самодеятельности и сознательно­му труду. Являясь для учащегося сперва как бы забавой, фотография неразрывно сцепляется с различного рода учебными и педагогическими за­дачами, давая в руки педагога могучее средство.

Фотография является основой школы и всюду необходима. Никакие кабинеты, никакие лабора­тории не могут играть такой широкой роли в учебном деле, как фотография сама по себе. С другой стороны, фотография иллюстрирует все стороны жизни, все знания, получаемые ре­бенком. Мы знаем, какую серьезную роль играет в деле обучения коллекционирование малых пред­метов – по гербаризации, минералогии, есте­ственной истории и проч. Фотографией ребенок коллекционирует все, что видит его глаз. Для него фотографический аппарат является незаме­нимым средством запечатлеть жизнь, которую он видит, создавать свою коллекцию всего, что его интересует и производит на него более или ме­нее сильное впечатление.

Такие фотографические альбомы, такие фото­графические коллекции, в которых ребенок соби­рает все, что ему интересно, за границей развиты очень широко. И это понятно. Рисование оказы­вает в этом деле весьма слабую помощь. Рисо­вать трудно, этому надо долго учиться, совер­шенствоваться, да и не всякому дан художе­ственный талант, к тому же рисование требует долгого времени. А фотография копирует просто и необычайно быстро, во многих случаях даже лучше, чем видит человеческий глаз. В этой области – в деле запечатления фотографией види­мого – учащийся сразу делается хозяином. Фо­тография дает ему коллекции не только видимого им, – ей доступно и невидимое простым глазом: микрофотография, фотографирование звезд и т. д. делаются доступными для изучающего ее, и мало-помалу он может даже создавать снимки, имеющие научное значение.

Фотография нужна каждому на всю жизнь, она нужна ребенку, она нужна ему во все время его учения, она нужна и когда он будет взрос­лым, когда из него создастся, быть может, уче­ный или практический деятель.

Нельзя забывать и художественной стороны фотографии ее творческого значения. Сноровка, уменье, внимательность, аккуратность, которых она требует, имеют громадное педагогическое и воспитательное значение. Фотография заставляет ребенка выбирать сознательно точку зрения для своего снимка и развивает при этом его вкус к пейзажу, позе, произведениям искусства. Она развивает эстетическую сторону его души. Из анализа представляющихся его взорам картин, как, например, при данной ему задаче – снять наиболее интересную часть какого-нибудь пейза­жа, – учитель может развивать в нем сознание того, что именно в пейзаже или вообще в пред­мете съемки красиво, величественно, грустно. Ри­сованием этого в школе не сделаешь, оно гро­моздко и не всякий – художник. Фотографией же вы легко развиваете художественное образование ребенка, легко проникаете в эстетику его души.

Но фотография не только запечатлевает: ведь она и комбинирует; ею можно создавать художе­ственные снимки натюрморт, групп, наконец – самое важное – инсценировать все по желанию. И когда в школу будет введена инсценировка, то жест, группировка и режиссура вызовут, созда­дут и разовьют ряд эстетических волн в душах молодых людей. И это искусство жеста, выра­жения лица, творчество при инсценировке – все это фотография фиксирует, всему этому придает новый интерес, так как, зная, что из его работы при этом творчестве фотография запечатлеет кар­тину, которая сохранится навсегда, ребенок и юноша еще более заинтересуется делом. Без фо­тографического аппарата он заинтересован мень­ше, работа его и результаты ее в будущем за­бываются, исчезают. А фотографический аппа­рат сохраняет их ему на всю жизнь. И дальней­шая обработка сделанного им снимка, то есть чисто техническая сторона фотографии, несомненно, займет свое, подобающее ей место в деле раз­вития учащегося и тоже имеет большое педаго­гическое значение.

А. ШАЙХЕТ, Москва
А. ШАЙХЕТ, Москва

В новых школах, устроенных в Германии, Швейцарии, отчасти и Франции, фотография играет большую роль в деле школьного воспита­ния и обучения. Но там такие школы доступны только для богатых, так как плата за обучение в них очень высока. А для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс, дать ее в руки всем трудящимся. Сделать это не легко, ибо не легко так оборудовать школу, что­бы каждый был фотографом-любителем. Но как каждый передовой товарищ дол­жен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой. И это со временем будет. В СССР бу­дет как всеобщая грамотность вообще, так и фо­тографическая грамотность в частности. И будет это гораздо скорее, чем думают скептики.

Недалеко то время, когда фотография, на ко­торую теперь многие смотрят только как на за­баву, фотография техническая, научная и худо­жественная, – сделается общедоступным умением для всех граждан нашей страны.

Статья из журнала Советское ФОТО апрель 1926 года

Поразительно, ведь это 1926 год, мало того что Советская республика была молодой и мало образованной, так еще ведь от рождества фотографии прошло не так уж и много времени. Однако Слова Луначарского заставляют задуматься. Еще тогда руководство страны понимало насколько важна и как полезна фотография. Насколько она неоценимо перспективна и какое у нее (фотографии) будущее. Еще более поражает то что упор в фотографии ставился на детей/школьников, а ведь фотография это не только трудоемкий процесс, но и достаточно затратный, однако все равно ставка делалась на школу. А ведь действительно, фотография имеет широчайшее применение, для чего только не применяется фотография. Практически куда не ткни, всюду нужна фотография. И в науке и в производстве и в продажах и в интеренет и в быту, одним словом везде. И это понимали еще тогда в далёком 1926 году.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz